Детская ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Суббота, 27.05.2017, 01:41
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

ХУДОЖНИКИ
О нарисованном [4]
Статьи о разном [4]

Главная » ХУДОЖНИКИ » ИНТЕРЕСНОЕ по теме » Статьи о разном

СВЕТ "КАЛЕВАЛЫ"
                                           

                  

Полтора века назад в Хельсинки небольшим тиражом была впервые издана «Калевала» - народный карело-финский эпос. «Монументом словесного творчества» назовет его впоследствии Максим Горький. Одно из самых почетных мест занимает он в ряду устных литературных творений в нашей стране, в мире. Как всякое великое произведение народвого искусства, «Калевала» таит в себе множество загадок. Одна из них заключена в руне, в которой рассказывается о происхождении железа.

           «На хребте болот обширных
           И обрывах гор высоких...
        ...И в озерах, под водою,

           Распростерлося железо...»

Знал ли Элиас Лённрот, составитель «Калевалы», что записывал он руны эпоса в тех местах, где уже в ваше время геологами будут открыты колоссальные запасы железной руды? Нет, не знал. Не ведали о том и сами сказителя. Но в своих рунах они хранили знания и память предков, из уст в уста передавали они мудрость древних, укрепляя многовековую веру во всеобщее счастье, символом которого в «Калевале» стала чудесная мельница Сампо.

По своим истокам карело-финские эпические руны очень древнего происхождения, имеют длительную историю развития. Специалисты считают, что некоторые эпизоды и мотивы восходят еще к давним векам до нашей эры, а художественное ядро эпоса формировалось в течение последнего тысячелетия. В карело-финских рунах большое место занимают мифологические сюжеты о происхождения мироздания, руны о «рождении вещей» - рыбных озер, лесов и злаков, живых существ, природы, огня и железа, первых орудий труда. При всей фантастичности образов, воспеваемых событий эпос содержит в себе приметы реальной народной жизни, древнего быта.

Уже в XIX веке «Калевала» сыграла огромную роль в развитии финской национальной культуры, всех ее областей - литературы, музыки, живописи и театра. Через «Калевалу» в финскую культуру влилась мощная демократическая струя, и ее живительное воздействие оказалось исключительно благотворным. Гуманистически настроенные писатели и художники всегда высоко ценили «Калевалу», встречи с рунопевцами стали для многих из них по существу обязательными, в общении с ними они глубже постигали культуру, мировоззрение, психологию народа.

После встречи с рунопевцем Петри Шемейкой всемирно известный композитор Ян Сибелиус взволнованно писал, что она дала для развития его таланта больше, чем все учебные поездки в музыкальные центры Европы. Известно, какое значение имела «Калевала» для живописи Аксели Галлена-Каллела, одного из лучших иллюстраторов эпоса, близкого друга Горького (несколько портретов которого он написал). «Калевала» сыграла большую роль также в творчестве крупнейшего финского лирика Эйно Лейно а многих других писателей. Рано стала известна «Калевала» в России.
Еще в начале 40-х годов XIX века ее пропагандировали в основанном Пушкиным журнале «Современник» Я.Грот и П.Плетнев. Русский академик А.Шифнер подготовил немецкий перевод расширенной редакции «Калевалы», вышедший в 1852 году и сыгравший большую роль в ознакомлении мировой общественности с карело-финским эпосом. В 1883 году был опубликован полный русский перевод «Калевалы», осуществленный Л.Бельским по инициативе и под руководством крупного лингвиста и фольклориста академика Ф.Буслаева. Перевод этот многократно переиздавался, особенно в советское время. В 1949 году со своей композицией рун, выполненной на основе «Калевалы», выступил О.Куусинен, которая позднее была переведена также на русский язык.

В Карелии, в ее народном творчестве, многочисленных ярких и талантливых его представителях, какими была Архипа Перттунен и другие, лежат корни, истоки «Калевалы». И не случайно, что на «Калевалу» и фольклорные традиции постоянно опираются в своем развитии литература, профессиональное искусство, народное творчество Карелии.

Из кладезя народного искусства много почерпнули карельские композиторы, деятели театра и изобразительных искусств. Известность получили балет Гельмера Снвасало «Сампо», постановки по фольклорным мотивам в Петрозаводском финском драматическом театре, иллюстрации к «Калевале» Н.Кочергина, О.Бородкина, Г.Строика, А.Мечева, Т.Юфы и других художников.

Плодотворное влияние «Калевалы» давно стало интернациональным явлением. Еще в прошлом веке пример «Калевалы» вдохновлял поэтов в ученых разных стран. В ряде случаев «Калевала» послужила непосредственным стимулом при создании больших эпических произведений на фольклорной основе. Большое значение имела «Калевала» для Фридриха Крейцвальда при составлении эстонского эпоса «Калевнпоэг» или для американского поэта Генри Лонгфелло, написавшего под ее влиянием свою «Песнь о Гайавате» по мотивам легенд североамериканских индейцев.

Юбилей «Калевалы» - большое событие в культурной жизни Карелии.

 

Категория: Статьи о разном | Добавил: detilus (26.02.2009)
Просмотров: 1394 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz