- Приятно, конечно, что люди не оставляют без внимания мои работы. Пишут, просят побольше рисовать, а наиболее активные - подсказывают сюжеты.
- И помогает?
- Разве что морально. Мне вообще трудно работать по заказу. Всё своё «изобретаю» сам. А рисовать тянет всегда. Даже если занемог, просто ложусь и думаю. Открытку или конверт вначале «обкатаю» в голове так, что потом на бумагу всё переходит очень быстро. Но затем перерисовываю сюжеты порой по нескольку раз: закончу, как будто, присмотрюсь - нет, не совсем то. Берусь вновь добавлять, убирать детали рисунка.
- Все, кто знаком с Вашими цельными вещами, в один голос заявляют,
что они не статичны, имеют сюжет, так сказать, с продолжением.
- Маленькая сказка в рисунке...
- Ну да, именно так. Это пришло из мультипликации? Ваше имя часто встречается в титрах.
- Если быть точным, то сделал я сто три фильма, в содружестве с другими художниками, конечно. Например, в «Маугли» из десяти частей - две с половиной - мои. Работал в двух первых выпусках «Ну, погоди!». Сыщик в «Бременских музыкантах» тоже мой. Много работал у Котёночкина, у Цехановского.
А на «Союзмультфильм» пришёл с завода. Кем я до этого только не был! И слесарем, и браковщиком, и дежурным мастером, и... крановщицей. То есть, только числился на этих весьма экзотических для моей профессии должностях, а был-то всё время заводским художником. И вот увидел объявление, что набираются слушатели на курсы мультипликаторов.
— Владимир Иванович, а как пришли в Издатцентр «Марка», тогдашнее ДИЭЗПО?
— Созданием открыток и конвертов занялся сравнительно поздно. Знаете, хотелось найти отдушину, ведь работа мультипликатора — изнурительная, нервная. Вот и попробовал силы сначала в «Крокодиле», «Малыше», «Изогизе». Первая почтовая открытка вышла под редакцией Юрия Ряховского.
— Известное коллекционерам имя.
— Он помог мне найти себя в почтовой графике. А уж зверушки — медвежата, зайцы, ёжики, а также гномы и другие герои — мои, только мои.
— Они в самом деле узнаваемы, имеют собственное неповторимое лицо.
— Как раз из-за этой их оригинальности у меня бывали сложности на худсоветах. Ну, это ещё в «те» времена. Посмотрят, бывало, эскиз и начинают разбирать его с соцреалистических позиций: «А где это вы видели собаку, ходящую на двух лапах?», или: «Какой же медведь будет кричать в лесу "Ау!"?» Как объяснишь? Или вот история с весенней открыткой, на которой Ёжик преподносит Ежихе леденцового петуха. Он у меня был в сапогах, так худсовет заставил обувь с Ёжика снять. От крытку я переделал, но Ёжика стало жалко - легко ли босиком в мартовском снегу? Вот я ему одну лапу поднял, чтоб не мёрзла...
В предыдущие годы немало моих открыток и конвертов, как говорится, распушили почём зря на худсовете. А год назад в ИТЦ «Марка» зашёл разговор: покажи, мол, те эскизы, что были когда-то «зарублены». Показал, и теперь все они уже дошли до почтовых окошек.
— А что-либо более серьёзное нарисовать для почты не пробовали?
— Нынешней весной вышла пейзажная открытка к 8 Марта. Но это для меня не характерно. Давным-давно попробовал сделать первомайскую, но это - чужая тема. Понял сразу, что мне не тягаться с теми художниками, которые набили руку на политических темах.
— И слава Богу. Зная Вас автором добрых и улыбчивых цельных вещей, трудно представить Владимира Зарубина в иной роли. А где же истоки
ваших сказочных почтовых «сценариев»?
— С детства очень люблю зверушек, птиц. Вот и сейчас на балконе кормушка с салом. Утром дятел прилетал...
— Новый сюжет?
— Возможно. Насколько помню, и первый мой в жизни рисунок связан с животными и с... улыбкой: бежит лошадь, а у неё из-под хвоста «яблоки» падают. Мне пять лет тогда было, так этот рисунок по всей деревне из рук в руки переходил, я же, в сельском доме, впервые приобщился к искусству. Отец приносил много книг по живописи, имел неплохую (а по меркам сельской местности - просто знаменательную) - в пять тысяч экземпляров - коллекцию открыток.
Нет, если отвлечься от почтовой графики, то могу сказать: в серьёзной живописи пробовал себя всегда. Вот давнишние пейзажи на стене, да и теперь вон подрамники готовые стоят, есть задумка большого пейзажа. Но то болею, то магазины эти чёртовы столько сил отнимают.
— А скажите, Владимир Иванович, что главное для Вас в творчестве?
— Рисую конверты и открытки с моими зверушками, надеясь на самое важное: может быть это поможет людям стать чуть добрее.