В 1956 году Леонид Владимирский иллюстрировал книгу Алексея Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Образ деревянного человечка, созданный им, завоевал любовь детей и стал классическим. Леонид Владимирский иллюстрировал книги Джанни Родари, Александра Волкова. Образы Страшилы, Железного Дровосека, Элли - тоже классика. На них выросло не одно поколение. Мы знаем героев "Изумрудного города" такими, какими нарисовал их Владимирский.
- Папа у меня был экономистом, мама - зубным врачом. Я хотел поступать в архитектурный институт, но отец сказал: "Надо получить крепкую специальность, которая бы кормила, потом занимайся - чем хочешь". Тогда я послушал его, поступил в строительный. Сейчас понимаю, насколько не правы те, кто рассуждает, как мой отец. Когда получишь ту самую "крепкую" специальность, женишься, когда будут дети, станет не до творчества. И пожалеешь: "Был талант, да быт его засосал!"
Следовательно, раз есть сильное, настоящее желание, надо идти своим путем. А родители должны направить ребенка. Только тогда он станет счастливым. Ведь счастье - это любимая работа и дружная семья. Я только в 25 лет начал рисовать. Если бы жена не настояла, я бы не рискнул. И не стал художником.
- Как вы познакомились с волшебником Гудвином из Изумрудного города?
- Я нарисовал иллюстрации к "Приключениям Буратино". Надо было что-то делать дальше. Пришел в библиотеку Дома детской книги и сказал: "Дайте мне что-нибудь интересное". И получил маленькую зеленую книгу "Волшебник Изумрудного города", отпечатанную на плохой бумаге, но с замечательными штриховыми иллюстрациями Николая Радлова. Было это в 1957 году. Прочел. Понравилось. Стал искать Александра Волкова. Оказалось, он живет по соседству со мной: я в Малом Гнездниковском переулке, а он - в Большом. Вместе мы сделали шесть книг. А поскольку я был первым читателем «волковских» сказок, первый их и критиковал. Например, у Волкова раньше было не семь подземных королей, а двенадцать. По числу месяцев. Они меняли друг друга. Я сказал, что лучше семь. "Почему?" - удивился он. "Тогда я каждого одену в яркие костюмы всех цветов радуги"... Волков возразил: "Представляешь, какая это работа - выкинуть приключения пяти королей!", "Как хотите", - пожал я плечами. В конце концов, Александр Мелентьевич послушал меня...
- А что было в работе над книгами самым трудным?
- Найти образ. Он все решает. Ведь Буратино потому и жив до сих пор, что это выразительный, оригинальный образ. Полосатый колпачок ему придумал. Курточка у Буратино была коричневая, я сделал ее красной. Зеленые штанишки стали черными.
Ничего особенного нет в Элли и во Льве. А вот со Страшилой я «повозился». Придумал волосы снопиком – это хорошая находка! У американских художников Страшила страшный. Они идут от его назначения. А я - от характера. Мой Страшила добрый и симпатичный. Очень трудно было "подобрать" ему и Железному Дровосеку носы. У американского Страшилы дырка вместо носа. Я, конечно, возмутился и положил ему на это место заплатку. Целый месяц искал! И картошку рисовал, и морковку. Мои друзья-инженеры проектируют машины, а я хожу и "ерундой" занимаюсь! Страшила у меня маленький и толстый, Железный Дровосек высокий и худой. По принципу контраста. И если у одного заплатка, то у другого нос должен быть длинным. Рисую Дровосеку длинный острый нос - получается железный Буратино! Очень трудно, оказалось найти маленькую круглую фишечку, которую вы видите у него на кончике носа.
Я долго размышлял: почему же все-таки детям так нравятся мои картинки? И только недавно понял: потому что это - фильмы на бумаге. Нечто среднее между кино и иллюстрацией. Рисунков, во-первых, много. Во-вторых, из сюжета я выбираю самые эмоциональные места. В-третьих, все они не сами по себе, а тесно связаны между собой. И герои мои как живые не потому, что я вырисовываю каждую ресничку и каждую пуговку, а оттого, что выразительны их позы, динамична композиция. Получается своеобразный мультфильм. А дети очень любят мультики.
- Но неужели Вам, художнику-мультипликатору по образованию, никогда не хотелось сделать настоящий мультик?
- Очень даже хотелось. Но только сначала. Потом я понял, что иллюстрировать сказки не менее интересно. К тому же в книге я сам себе хозяин, а мультфильм создает целый коллектив авторов.
- И сколько же вам надо сделать рисунков?
- По моим подсчетам, я нарисовал 64 Страшилы и больше 150 рисунков Буратино. Тираж моих книг - около 20 миллионов, включая иностранные издания. Можно добавить сюда 15 миллионов открыток с Буратино. Из-за популярности Буратино со мной бывали смешные случаи. Раз решил я принять участие в выставке "Художники - детям" и нарисовал большого Буратино. Показываю председателю
жюри. Тот посмотрел: "Безобразие! Вы же взяли общеизвестный образ. А мы принимаем только уникальные работы! Вы что, не знаете?" Я промолчал и ушел.
- Вы написали две книги: "Буратино ищет клад" и "Буратино в Изумрудном городе". Сделали к ним рисунки. Что легче, писать или рисовать?
- Пожалуй, писать. Можно быстрее зафиксировать мысль. А рисование - дело долгое и трудное. Все книги Волкова я делал по году, а свои за полтора года написал и нарисовал. Один рисунок занимает у меня иногда пару недель, а то и больше. Над иллюстрациями к "Руслану и Людмиле" я работал сорок лет. Рисовал Людмилу и показывал друзьям. Если хоть одному не нравилось - браковал. Нарисовал девятнадцать Людмил. Отбросил все, что мне говорили, и двадцатую сделал на свой вкус. Друзья посмотрели и сказали, что у меня плохой вкус, что это официантка из ресторана. Тогда я рассердился и нарисовал "на вкус" Пушкина, вдохновившись
образом Натальи Гончаровой, - пусть попробуют покритиковать.
Художник должен быть самим собой и не подстраиваться ни под кого.