- Что Вам более всего запомнилось из Вашего детства? Есть ли самое яркое воспоминание?
- Больше всего мне запомнился двор на улице Палиха в Москве. Зеленый, с кленами, травой, кустами... Там мы играли в индейцев и стреляли из луков в кур, которых было множество. Куры кудахтали, выбегала хозяйка и с криком разгоняла нас.
Да, видимо, я и действительно был не очень тихим мальчиком… А еще в песке я рисовал миниатюрные карты стран. Делал насыпные горы, из спичечных коробков строил дома… В общем, строил свою волшебную страну, после чего сам по ней и путешествовал.
- Были ли в детстве у Вас любимые герои? Какие?
- Были, конечно. Буратино, правда, тогда еще не было. Кто был?.. Д'Артаньян, Айвенго, Чингачуг..
- А, как и когда Вы впервые "встретились" с Буратино?
- Я с ним познакомился в художественном институте, когда мне было лет 29. Это была моя курсовая работа.
- Вы же рассказывали об инженерно-строительном институте?
- Да, но потом я учился еще и в художественном. На художника-мультипликатора. И диплом красный получил в 31 год. Защищался готовым диафильмом, а не рисунками, как остальные студенты. Поэтому меня тут же взяли главным художником на "Диафильм", а мою дипломную работу - "Руслан и Людмила" - опубликовали и заплатили мне за это тысячу рублей.Я страшно разбогател и стал делать диафильмы. Всего их у меня десять
- Как долго создавался образ Буратино? Кто послужил его "прообразом"?
- Буратино я рисовал с дочери - ей тогда было 5 лет. Когда же ей стало 9 лет, она превратилась в Элли. Теперь рисую Буратино с детской фотографии внучки и даже с правнука, которому сейчас 5 лет.
Потом, когда уже работал на студии "Диафильм", я узнал, что еще до войны готовился диафильм "Золотой ключик". Алексей Толстой написал к нему кадроплан (то есть покадровый текст), а художник Радлов уже рисовал Буратино. Но потом началась война, и работа была остановлена. Всего было всего три экземпляра текста, причем, один сгорел на "Диафильме", когда туда попала бомба, второй сгорел вместе с Домом художника. Только третий сохранился в архиве Литинститута. Я нашел его и сделал двух серийный диафильм, а потом и книжку - с коротким текстом, для малышей, которые учатся читать. Диафильм вышел в 1953 году, а книжка - в 1956-м. Так я и начал заниматься книгами.
- Какой из героев для вас оказался самым сложным, какой - самым простым? Какой из созданных вами образов вы считаете наибольшей своей удачей?
- Простых персонажей нет, и не может быть. Самыми удачными я считаю, конечно же, образы Буратино и Страшилы. А вот самым сложным для меня оказался образ Людмилы из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила". Это была моя дипломная работа.
- Как вообще происходит процесс "рождения" Ваших героев? Есть ли какая-то схема?
- Нужен интересный сюжет, интересная сказка. Нужно заинтересоваться, только тогда что-то получится. Главное, чтобы был интерес. Это как в жизни. Чтобы родился ребенок, прежде всего, должен возникнуть интерес к женщине…
- Как возникла идея ваших книг - "Буратино ищет клад" и "Буратино в Изумрудном городе"?
- Захотелось написать и мне сказку о своих любимых героях. Я очень люблю Буратино и Страшилу, вот и перезнакомил их наконец.
- Если бы у вас появилась фантастическая возможность прожить жизнь еще раз, воспользовались бы вы этой возможностью? Если да, изменили бы что-то в своей жизни? Что?
- Возможностью бы воспользовался, но менять ничего бы не стал. Продолжал бы работать для детей. Ничего на свете лучше нет!
- Что бы вы пожелали нынешним мальчишкам и девчонкам?
- Пожелал бы больше читать. На свете ведь так много интересных книжек!
|