Недавно в интернете было опубликованно сообщение о том. чтоамериканские археологи обратили внимание на надгробную плиту в итальнском городе Коллоди, на которой было высечено имя «Пиноккио». С разрешения властей, они вскрыли могилу и обнаружили останки человека очень маленького роста, у которого были деревянные руки, ноги и …нос!
Прототип «Пиноккио» - Пиноккио Санчес (что по-итальянски значит «крепкий орешек»), жил в конце XVIII века в Италии. В 18 лет он пошел служить в армию барабанщиком, и был изувечен в бою. Когда Санчес вернулся в родной городок, мастер по имени Карло сделал ему деревянные руки, ноги и даже нос! Протезы были так искусно выполнены, что Пиноккио Санчес стал выступать на ярмарках с цирковыми трюками, но сорвался с высоты и погиб.
Через четверть века эту грустную историю узнал другой житель городка Коллоди - мальчик Карло Лоренцини. Мальчик вырос и стал писателем Карло Коллоди (1826-1890). Нуждаясь в деньгах, как сообщают некоторые источники, он за одну ночь написал сказку. Она начиналась так: «Жил-был не король, а кусок дерева, обыкновенное полено» и называлась «Приключения Буратино». «Буратино» по-итальянски означает «деревянная кукла». Писатель отправил ее знакомому главному редактору вместе с запиской: «Посылаю тебе этот детский лепет, делай с ним, что хочешь, но, если напечатаешь - заплати, как следует, чтобы мне захотелось его продолжить». Газетная публикация началась 7 июля 1881 года. Редактор заплатил мало, и, видимо, поэтому Коллоди не захотел продолжить сказку: после 15-й главы в ней стояло слово «конец». Но не тут-то было! Дети завалили редакцию просьбами продолжать сказку.
Видимо, гонорар был повышен, и в газете появилось объявление: «Радостная весть! Вы, конечно, помните марионетку, которую синьор Коллоди оставил болтаться на дереве? Казалось, что Пиноккио погиб. Так вот, этот же синьор написал нам, что Пиноккио вовсе не умер. Наоборот, он жив-живехонек, и с ним произошли такие вещи, что поверить трудно...» В газете была опубликована еще двадцать одна глава, а в 1883 году вышла отдельная книжка под названием «Приключения Пиноккио, история марионетки». Ей суждено было стать любимой книгой детворы всего мира. «Она вышла во всех тех странах, где есть дети», - любят говорить итальянцы.
На деньги, собранные по всей стране, был установлен бронзовый памятник Карлу Коллоди. На пьедестале памятника написали: «Бессмертному Пиноккио - благодарные читатели от четырех до семидесяти лет». Первый памятник Пиноккио и 62 иллюстрации к книге нарисовал художник Э.Маццанти. Он изобразил героя в виде подростка с тонкими ручками и ножками и большим носом. На голове у него был белый колпачок, пока без кисточки.
В России писатель Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) издал сказку К.Коллоди в своей обработке на русском языке (в издательстве «Детгиз»). Он приступил к работе весной 1934 года. Сначала писатель добросовестно следовал сюжету Коллоди, но потом увлекся и выдумал историю про Золотой ключик. Родилась совершенно новая сказка про деревянного человечка. Имя у этого героя осталось итальянским, но по характеру он стал похож на русского Петрушку - веселого и озорного. Наверное, поэтому Буратино и полюбился нашей детворе. Впервые в России история о Буратино была напечатана 7 ноября 1935 года на страницах газеты «Пионерская правда». Отдельной книгой сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» вышла в 1936 году, с черно-белыми иллюстрациями Б.Малаховского. Его герой - деревянный мальчик с длинным носом неопределенного возраста, которому неуютно и даже страшно в черно-белом, колючем мире, где вокруг мошенники и бандиты. Единственным украшением одежды Буратино стала кисточка на белом колпачке. Именно так художник увидел сказку. А.Толстому рисунки понравились.
В 1939 году на экранах появился кукольно-актерский фильм А.Птушко «Золотой ключик». Толстой взял в сценаристы свою жену Людмилу Ильиничну, и они вместе изменили конец сказки, сделали его более эффектным. Теперь в финале сказки за папой Карло и куклами прилетает на всех парусах воздушный коррабль и увозит их от злого Карабаса Барабаса в страну, где счастливо живут и дети и куклы.
В 1950 году художник Аминадав Каневский сделал первые цветные иллюстрации к «Золотому ключику». Цветные акварели внесли радость в книгу. Да и сам Буратино «помолодел» и нарядился в деревянные ботинки, шаровары, коричневый жакет и большой белый колпак с обязательной кисточкой. Он стал по-детски самоуверен и весел. Следующим иллюстратором стал Леонид Владимирский: в 1953 году появился диафильм с его рисунками, в 1954 -набор открыток, а в 1956 - книжка. Художник раскрасил Буратино по-своему: сделал ему красную рубашку и колпачок в красную полоску, хотя в сказке А.Толстого несколько раз упоминается, что колпак у Буратино
белый. Однако именно полосатый колпак «прижился», и многие художники, работающие над обликом Буратино, стали изображать героя именно в нем. Придуманный Владимирским образ стал настолько популярен, что его используют на конфетных обертках, бутылках с газировкой и т.д.
Сказка А.Толстого много раз переиздавалась, и известные художники делали к ней иллюстрации. В 1976 году вышли книги с иллюстрациями Михаила Скобелева и художника-графика Анатолия Кокорина. В 1981 году - книга с иллюстрациями Александра Кошкина. В 2002 году - с иллюстрациями Андрея Мартынова.
«Золотой ключик» вдохновляет не только художников, но и писателей. Продолжения «Буратино» начали появляться еще при жизни Алексея Толстого и появляются до сих пор. В 1941 году вышла книга Елены Данько «Побежденный Карабас» с иллюстрациями А.Коношевича. В 1943 году писательница погибла в осажденном Ленинграде, но в 1987 году повесть была переиздана с иллюстрациями Л.Владимирского. В 1975 году увидела свет книга А.Кума и С.Рунге «Вторая тайна Золотого ключика» с иллюстрациями А.Елисеева. В 1995 году художник Леонид Владимирский написал свою книгу о приключениях любимого героя - «Буратино ищет клад», а в 1996 году - “Буратино в Изумрудном городе”.
|